Антитеррористическая комиссия
Информационная составляющая борьбы с терроризмом в современных условиях
В настоящее время одной из главных задач обеспечения национальной безопасности любой страны вне зависимости от ее географического расположения, размеров территории, численности населения, экономического состояния становится широкомасштабное противодействие терроризму. Терроризм в последнее время приобретает глобальный характер, угрожая не только интересам граждан, общественной безопасности и стабильности стран независимо от их политического уклада, но и международным отношениям.
В современной России, как и в большинстве стран мира, рост террористической угрозы происходит на фоне распространения представляющего значительную опасность для интересов личности, общества и государства экстремизма (политического, этнического, религиозного). Кроме того, экстремизм все больше оказывает негативное влияние на политическую, военную, экономическую, экологическую безопасность страны, ее конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.
Волна терроризма все более расширяется вследствие увеличения степени распространенности и повышения роли средств массовой информации (СМИ) в формировании общественных настроений. В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации названо одним из основных внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации. Уровень потенциального информационного воздействия терроризма на общество, расширение его возможностей, возрастают по мере того, как чтение газет и журналов дополняется ежедневным прослушиванием радио, просмотром телевизора, использованием сети Интернет.
Современные СМИ и средства массовой коммуникации (СМК), являются одним из основных каналов сбора, обработки, передачи и широкого распространения различного рода информации и играют особо важную роль в расчетах террористов. Основное внимание террористов сосредоточено на обеспечении максимального политического, финансового эффекта, резком увеличении вероятности достижения основных целей каждого конкретного террористического акта с помощью распространения сведений о терроре и насилии через использование СМИ на большую аудиторию.
Информационное воздействие СМИ на состояние сложившейся оперативной обстановки и борьбу с экстремистской и террористической преступностью может быть как позитивным, так и негативным. При этом качественное содержание информационной продукции ресурсов Интернет – достоверность, объективность изложения фактов, компетентность комментариев, может быть различным и весьма субъективным.
Вследствие всего выше сказанного, борьба с терроризмом должна быть направлена не просто на выявление лиц и групп террористической направленности, разрушение международных связей террористов, заблаговременное информирование о готовящихся террористических актах, но и включать в себя меры информационного противодействия распространению идеологии терроризма.
При этом, ведущую роль в процессе противодействия терроризму должны сыграть все те же современные информационные технологии, развитие и повсеместное внедрение в практику которых стало причиной широкого распространения идей терроризма.
В современных условиях перехода к информационному обществу, развития информационной индустрии и глобализации информационных процессов, роль информационного противодействия реальным и потенциальным угрозам безопасности общества и государства объективно возрастает.
В этой связи в числе важнейших задач органов государственной власти по противодействию терроризму, наряду с выявлением и устранением причин и условий, способствующих его распространению, выявлением, предупреждением и пресечением действий, направленных на подготовку преступлений экстремистского и террористического характера, является активизация противодействия распространению идеологии терроризма и информационно-пропагандистского обеспечения проведения антитеррористических мероприятий.
Осуществление информационного противодействия терроризму органами государственной власти как федерального, так и регионального уровней, предполагает приоритетное использование методов информационного выявления, предупреждения и пресечения террористической деятельности с целью адресного психологического воздействия на конкретные субъекты терроризма. Терроризм должен быть выявлен и предупрежден еще на этапе зарождения экстремистских или террористических настроений в обществе, особенно среди молодежи.
К основным группам мер информационного противодействия терроризму относятся информационно-пропагандистские меры. Это меры по вскрытию сущности и разъяснению опасности терроризма, оказанию воздействия на граждан с целью воспитания у них неприятия идеологии насилия и привлечения их к участию в противодействии терроризму.
Информационное противодействие терроризму начинается со сбора, накопления, систематизации, анализа, оценки информации об угрозах террористических актов, обмен ею и использовании ее в деятельности органов государственной власти.
К деятельности по информационному противодействию терроризму в обязательном порядке должны привлекаться научно-исследовательские учреждения, а также общественные объединения и другие институты гражданского общества.
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются органы государственной власти, причем абсолютно все, в том числе и правоохранительные, в процессе информационного противодействия терроризму, является разработка информационных банков и баз данных, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем и аппаратно-программных комплексов с применением информационных технологий и их поддержка.
1. СМИ в сфере противодействия терроризму
Для достижения результата массового воздействия на объект пропагандистского обеспечения необходимо столь же массовое по характеру средство. Наиболее эффективным выступают СМИ, к которым мы также относим Интернет и частные сети.
Наряду со СМИ в качестве средств информационной борьбы с терроризмом могут применяться и другие «традиционные» художественные средства - литература, кино, театр, иные виды творчества. Однако, как показывает практика, данные средства уступают степени охвата аудитории и оперативности донесения информации, что отодвигает их на второй план.
2. Методы информационного противодействия терроризму в российских условиях
Залогом успеха при предотвращении последствий террористических актов является конструктивное сотрудничество СМИ, органов власти и правопорядка.
Очевидный вывод - освещение событий в прессе не должно работать на террористов. Журналисты однозначно обязаны поддерживать действия властей при осуществлении контртеррористических операций и по их требованию распространять информацию от имени государства. В этой связи, работа соответствующих государственных структур должна быть направлена на то, чтобы СМИ заклеймили террористов в глазах общественности как преступников (прежде всего путем предоставления СМИ материалов о преступной деятельности террористов и созданных ими организаций).
При этом, одной из первоочередных задач становится изоляция террористов от представителей прессы. Лишение преступников пропагандисткой трибуны необходимо всегда, за исключением тех случаев, когда это будет способствовать пресечению их деятельности.
Существует и другая особенность, при которой представители штаба по руководству контртеррористической операции, как правило, пытаются не допустить журналистов непосредственно в район инцидента, но стремятся получить от них данные, если репортеры имеют доступ на территорию, где удерживаются заложники. Стремление ограничить передвижения журналистов объясняется также необходимостью контроля за доступом террористов к информации извне, ограничению передаваемой в эфир информации о заложниках, предпринимаемых антитеррористических действиях, а также любых других сведениях способных помочь преступникам.
После завершения операции по нейтрализации террористов возникает необходимость сохранения в тайне сведений о силах, средствах, формах и методах работы специальных подразделений, послуживших основанием в успешном проведении контртеррористических операций. Обоснованно требует тщательного контроля неизбежно ставшая известной СМИ информация, об успешном или неудачном опыте террористических актов.
Известна практика преднамеренной утечки государственными структурами в масс-медиа т.н. «сенсационной информации» по отдельным элементам борьбы с терроризмом. Суть подобной операции заключается в создании посредством подобных публикаций (репортажей) благоприятного имиджа государственных институтов, призванных противодействовать данному социально опасному явлению.
В случаях, когда позволяют обстоятельства и речь идет о сохранении жизни и здоровья людей, интересах национальной безопасности, госструктуры могут распространять через СМИ заведомо ложную информацию, которая способна предотвратить, нейтрализовать или отодвинуть террористические акты.
Стремление расширенно толковать журналистские свободы в сфере контртеррористической деятельности, как и использование исключительно запретительных мер, способно привести к тяжким негативным последствиям.
В данной ситуации особенно важны просчитанные по своим последствиям отбор, подготовка и форма подачи информации, исключающие возможность использования журналистов террористами в своих преступных целях. При таком подходе представители СМИ не только не затрудняют деятельность спецслужб, но и превращаются в активных участников контртеррористического процесса, осуществляя надежное пропагандистское, идеологическое и информационное обеспечение специальных и процессуальных мероприятий.
Подводя методическую базу под изложенный проблемный вопрос, требует обозначения линия поведения представителей масс-медиа, отражающая нравственный и государственный подход при выполнении своего профессионального долга.
Освещая свершившийся террористический акт или контртеррористическую операцию, журналист обязан критически оценивать ситуацию, объективно просчитывать последствия своих репортажей с места событий.
Информацию нужно дозировать и облекать в такие формы, чтобы она не нанесла моральных травм родным и близким заложников, не поставила бы под угрозу жизнь и здоровье последних.
Повествование о событии и комментарий к нему однозначно не должны приводить к выводу о симпатиях к позициям террористов, оправдывающим или даже объясняющим их насильственные действия. Общий смысл репортажа или статьи непременно должен быть заключен в идее о недопустимости применения насилия, какими бы лозунгами оно не оправдывалось.
Целесообразна подготовка и трансляция материалов, формирующих и укрепляющих у общественности негативное отношение к террористам (криминальное прошлое, употребление наркотиков, торговля людьми, убийства детей, женщин и стариков и т.д.).
Касаясь съемок террористов и их интервьюирования, журналисты становятся непосредственными свидетелями преступления. В этой связи, фиксация конкретных действий преступников без передачи в эфир может способствовать формированию доказательной базы для будущего следствия. Кроме того, видеосъемка террористов может использоваться и как средство их сдерживания от крайних, жестоких поступков по отношению к заложникам.
Существующий «стокгольмский синдром», при котором заложники начинают испытывать позитивные чувства к своим захватчикам и негативные по отношению к властям, также способен повредить благоприятному разрешению ситуации при неподготовленном журналистском вмешательстве. С психологической точки зрения заложники переходят в систему мировосприятия террористов. Отсюда следует важное следствие: нельзя доверять информации, исходящей от жертв.
Следует отметить, что да настоящего времени между правоохранительными органами и спецслужбами, призванными осуществлять антитеррористическую деятельность в стране, и СМИ не сложилось единого и адекватного складывающейся обстановке понимания профилактики экстремизма и терроризма. Имеет место практика, когда, сотрудники МВД, ФСБ и МЧС России, в целях недопущения утечки информации о специальных методах и тактике проведения контртеррористических операций, в контактах с представителями СМИ избирают самый простой и надежный способ - не давать вообще никаких сведений, а затем сетуют на «некомпетентное» освещения в прессе вопросов, относящихся к борьбе с терроризмом.
Другим аспектом, выражающим недостаточное понимание представителями органов власти степени влияния средств массовой информации на ход общий информационного противоборства с терроризмом являются необдуманные комментарии резонансных событий.
В целях совершенствования работы на данном направлении, целесообразно разработать заготовки (шаблоны). Их суть должна заключаться в оперативном вбросе в информационные агентства заранее подготовленных комментариев под каждый из условных видов террористических проявлений. Такой подход позволит перехватить инициативу у рассчитывающих на информационную поддержку террористов, консолидировать общественное мнение в борьбе с этим социальным злом и, в конечном счете послужит профилактическим элементом в противоборстве с идеологами террора.
Взаимодействие со СМИ необходимо строить в следующих направлениях.
Подготовленные совместными усилиями сотрудников антитеррористических структур и журналистов материалы должны быть нацелены и на повышение уровня правового сознания граждан. Снижению террористической угрозы в стране должны способствовать и материалы, демонстрирующие неприятие обществом идеологии насилия, социальную изоляцию экстремистов и неотвратимость жесткого наказания для лиц, вставших на путь террористической деятельности.
Проблемные вопросы, возникающие в ходе пересечения «интересов» государственной власти, СМИ и террористов, требуют выработки единого подхода в вопросах взаимодействия двух первых субъектов в противодействии третьему.
Эффективными формами работы на этом направлении могут стать:
- систематическая организация совместных семинаров и круглых
столов представителей государственных структур и масс-медиа;
- добровольное принятие совместно выработанных властью и журналистами основных принципов освещения событий.
- наделение функциями осуществления и координации информационного реагирования на проявления терроризма специально выделенных госструктур (эта задача была частично решена в 2006 году созданием Национального антитеррористического комитета, в 2012 задача информационного противодействия конкретизирована созданием – во 2 Службе ФСБ России соответствующих подразделений – 3 отдел УЗКС и 9 отдел ООУ).
Среди основных направлений работы государственных органов, призванных осуществлять информационное противодействие терроризму и экстремизму, по взаимодействию со СМИ могут выступить:
- оперативное распространение достоверной, полной и объективной
информации о деятельности государственных структур задействованных
в антитерроре и оперативного штаба во время совершения терактов;
- подготовка и распространение в СМИ готовых информационных
справочных и разъяснительных печатных, видео, аудио и фотоматериалов
в интересах целенаправленного продвижения в отечественных и зарубежных СМИ информации, заинтересованность в обнародовании которой, имеют федеральные власти и структуры антитеррора, а также для упреждения негативных публикаций;
- анализ и оценка общественной реакции на меры властей по информационному противодействию терроризму в целях своевременного принятия адекватных мер по предупреждению появления в СМИ тенденциозных
необъективных материалов, а также выработки предложений по характеру
и содержанию информации целесообразной к передаче средствам массовой
информации.
Обозначая комплексную стратегию в области совместного противостояния государственных институтов и СМИ в борьбе с терроризмом, представляется оправданным обратиться к советскому опыту осуществления связей с общественностью в гражданской обороне. Это, прежде всего, выражалось в организации таких форм как проведение совместных занятий и учений.
К предлагаемым формам работы следует отнести:
- организацию пресс-конференций, брифингов, семинаров, интервью и информационных встреч с представителями федерального руководства;
- распространение в СМИ официальных сообщений в форме пресс-
релизов и других информационных материалов;
- поддержание постоянных рабочих контактов с руководством ведущих российских и зарубежных масс-медиа и др.
В недавнем прошлом на нашем телевидении и в прессе был широко представлен спектр телепередач, киножурналов и публикаций обучающего свойства (от правил сбора грибов до рекомендаций по организации летнего семейного отдыха). Острота проблемы терроризма в наши дни требует продолжения этого «всеобуча» посредством тех же авторских телепередач и статей. При этом, формы информационной подачи сведений, развенчивающих терроидеологию, формирующих позитивное общественное мнение к действиям властей, противоборствующим этому социальному злу, могут реализовываться как в форме узко направленных авторских материалов, так и в виде отдельных выводов по ходу масс-медийного повествования.
Социальный договор между властью и СМИ может быть заключен и на предмет установления определенных рамок, в которых будет осуществлять свою деятельность пресса, освещая террористические акты. Подобные рамки могут выражаться в разработке примерного кодекса поведения, который добровольно обязуются соблюдать редакторы и журналисты.
Среди основных положений такого «кодекса» должны присутствовать:
- ограничение информации, которая может повредить заложникам
(их число, национальность, вероисповедание, занимаемая должность, состояние здоровья, наличие у них родственников, занимающих видное положение в обществе или имеющих значительные финансовые состояния и т.д.);
- краткость информации об операциях по освобождению заложников;
- соглашение о недопустимости передачи в эфир прямых неотредактированных интервью с террористами;
- тщательная проверка получаемой журналистами информации о террористах, выдвигаемых ими требованиях, ходе и результатах контртеррористической операции;
- сдержанность в передаче информации, которая могла бы привести
к панике в обществе.
Только правоохранительным органам и спецслужбам, даже в купе со средствами массовой информации решить проблему информационного противодействия терроризму не представляется возможным. Дело в том, что террористические проявления произрастают из тех сфер общественных отношений, на которые силовые структуры и масс-медиа напрямую влиять не могут (политика, экономика, социальные и межнациональные отношения и т.п.). Здесь необходима общегосударственная программа, включающая в себя не только меры оперативного реагирования (для первых это силовые, специальные и процессуальные, а для СМИ - информационного освещения и журналистского анализа), но и меры политические, идеологические, социальные, экономические, воспитательные, пропагандистские и иные. Таковые определены в Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы.
Основные причины роста напряженности, экстремизма и терроризма в Российской Федерации относятся к социальной, политической, идеологической, этнонациональной, правовой сферам, что приводит к выводу: профилактика терроризма в нашей стране задача общегосударственного характера. Пытаться решить ее только силами правоохранительных органов и специальных служб - путь бесперспективный.
Необходимо подчеркнуть, что удачно проведенная операция по обезвреживанию террористов также не может в чистом виде расцениваться как успех. В этой связи основной акцент противодействия терроризму должен быть перенесен на профилактику террористических проявлений. И здесь должна быть создана общегосударственная система мер профилактики терроризма, в реализации которой, свою нишу должны найти государственные структуры исполнительной и законодательных ветвей власти, общественные и политические организации, СМИ, религиозные конфессии.
Особо хотелось бы отметить участие церкви в информационном противодействии террору. Пока властью не сформирована и не принята большинством россиян новая национальная идея, основанная на новой идеологии, религиозные конфессии страны просто обязаны предоставить консолидированное мнение по отношению к терроризму и его идеологии. Как видится, основа такого, обязательно активного проповедования, должна основываться на характерных для всех традиционных конфессий: стремлении к миру, гражданскому спокойствию, человеколюбию. Учитывая социальную остроту явления терроризма, логично, что противодействие ему в информационной сфере должно стать одним из приоритетов для служителей культа.
Общеизвестно, что террористические структуры при формировании базы своих адептов в возрастном аспекте делают ставку на молодое поколение. В этой связи при организации информационной работы, нацеленной на предупреждение террористических проявлений, следует особое внимание уделять молодежи. Специфика молодежной среды как общности, которая может быть активно вовлечена в терроризм, требует адекватного реагирования общества и государства в плане создания эффективных барьеров, препятствующих этому процессу. Следует подчеркнуть - профилактика терроризма в среде студенческой, рабочей, военной и прочих слоев молодежи должна опираться на знание ее психологии, носить непрерывный и системный характер.
Крайне важным, является использование в информационном противодействии терроризму пропагандистского аспекта. В самом широком смысле пропаганда - это особый род социальной деятельности, основная функция которой заключается в распространении знаний, моральных и духовных ценностей, другой информации в целях формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, оказания влияния на поведение людей. Пропаганда предполагает учет конкретной ситуации, особенностей аудитории, условий, в которых она протекает. Ее характерными чертами являются: целенаправленность, определенная дифференциация (адресность), непрерывность воздействия, массовость.
В современных условиях пропаганда оформилась в особую сферу духовной деятельности и представляет собой систему организаций, средств, форм и методов идейно-психологического влияния на социальные группы. Поэтому часто понятие «пропаганда» воспринимается сейчас в качестве средства манипуляции сознанием значительных масс людей.
Целенаправленное взаимодействие со СМИ в рамках рассматриваемого пропагандистского обеспечения, может скорректировать их воздействие на социальные группы и стать одним из решающих элементов, обеспечивающих достижение целей деятельности подразделений правоохранительных органов и специальных служб в борьбе с проявлениями терроризма. Такое воздействие должно осуществляться путем распространения сведений и направленных на корректирование представлений людей или их общего понятия о явлении терроризма. При этом вектор пропагандистского воздействия должен быть направлен в том числе и на формирование положительного восприятия населением мер по выявлению, пресечению и предупреждению терроризма, осуществляемых органами исполнительной власти.
Применительно к террористическим проявлениям по характеру конечного достигаемого результата все субъекты пропагандистского обеспечения можно условно разделить на два типа:
- противодействующие террористическим проявлениям;
- способствующие террористическим проявлениям.
К первому типу субъектов пропагандистского обеспечения следует отнести в первую очередь федеральные органы исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, и, в частности, органы Федеральной службы безопасности. При этом осуществление субъектами первого типа пропагандистского обеспечения антитеррористической деятельности как одного из направлений борьбы с терроризмом должно соответствовать основным принципам борьбы с терроризмом:
1.законность;
2. приоритет мер предупреждения терроризма;
3. неотвратимость наказания за террористическую деятельность;
4. сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
5. комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
6. приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;
7. минимальные уступки террористу;
8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9. минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава их участников.
Таким образом, противодействуя террористическим проявлениям, субъекты пропагандистского обеспечения первого типа способствуют осуществлению правозащитной функции.
Ко второму типу рассматриваемых субъектов относятся лица, структуры, организации, оказывающие такое информационное воздействие на широкие массы людей, которое способствует террористам, террористическим группам, террористическим организациям, в том числе международным, в достижении их преступных целей. Очевидно, что субъектами пропагандистского обеспечения данного типа могут являться и сами террористы, и лица, разделяющие их идеологию.
В нашем обществе осознали роль и место пропагандистского обеспечения в успешном проведении военных кампаний и контртеррористических операций в конце 90-х годов, когда после начала в 1999 году 2-й чеченской кампании был создан временный федеральный информационный центр на Северном Кавказе, а затем Российский информационный центр. Регулярные брифинги и пресс-конференции российских военачальников и представителей силовых структур России, рассказывающих о преступлениях чеченского криминального режима и о результатах антитеррористической деятельности федеральных сил, широко и подробно освещались информационными агентствами, прессой и телевидением, создавая необходимы информационный фон в российском обществе.
При осуществлении пропагандистской работы допустимо применение манипулятивных технологий. Существует множество приемов манипулирования, в том числе лингвистического, языкового, предполагающих использование для обозначения одних и тех же явлений ЭВФЕМИЗМОВ, а также слов, имеющих иной оценочный оттенок. Так, например, человека, ведущего подрывную деятельность против государства, в зависимости от политических пристрастий могут называть борцом за свободу, партизаном, сепаратистом, боевиком, террористом. Определение должно быть всегда только последним из перечисленных.
Для каждого информационного жанра наряду с общими способами манипулирования существуют и некоторые специальные приемы. Телевидение, например, для формирования у зрителей неприязненного чувства по отношению к террористам должно использовать преимущественно непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтировать отснятые кадры.
Подсознательное формирование среди общественности неприятия террористических идей и методов может и должно осуществляться через получившие широкое распространение на отечественном телевидении ток-шоу, где успешно практикуются: специальный подбор участников, последовательность их выступления, перечень рассматриваемых вопросов и комментарии к ним.
Контртеррористическая операция в северокавказском регионе показала возможности масс-медийного пространства по следующим параметрам:
- контроль вербальных обозначений (еще одним примером чего служат «ковровые/точечные бомбометания», которые, как и «зачистка» убирают с поля сознания смертоносный характер);
- контроль визуальной картинки (в соответствии, с которым на телеэкране отсутствуют изображения убитых и раненых, потери техники со стороны федеральных войск);
- контроль единства интерпретации (в данном случае действует отдельное известное указание Минпечати РФ запрещающее показ на телеэкране интервью с боевиками).
Использование методов манипулирования сознанием населения является вынужденной мерой и адекватным ответом возрастающей угрозе терроризма. Безотлагательность таких мер основывается на особенностях человеческой психики и физиологии, не способных к быстрой перестройке сложившихся стереотипов. Однако, в целях недопущения распространения указанной практики на другие сферы общественной жизни, методы психологического воздействия в антитерроре должны быть временны и подлежат замещению, последовательной и многоаспектной профилактикой терроризма.
Возвращаясь в теме проведения нашей страной контртеррористической операции на Северном Кавказе допустимо констатировать видимый, но пока не окончательный перелом в общественном сознании к происходящим там событиям, а также изменение государственного подхода к его решению. Что представляла собой Чечня при А. Масхадове и Ш. Басаеве, сейчас уже знают все (однако отдельная категория политиков, представителей прессы и частных лиц, к сожалению, продолжает намеренно передергивать факты), в том числе журналисты, которые много сделали в свое время для того, чтобы поддержать чеченских сеператистов. Информация о захватах и казнях заложников, о вторжении в Дагестан, сведения о документальном подтверждении причастности боевиков к организации взрывов жилых домов в городах Москве, Волгодонске и Буйнакске, а также о подготовке новых терактов переубедили многих. Как указывалось в одной из публикаций в газете «Красная звезда», людям становится понятно, что «нормального человека защищает не помповое ружье, которое лежит под кроватью, а государство со своими институтами». Поэтому и отношение к государству, армии, МВД, ФСБ как к структурам, которые могут защитить не только какую-то абстрактную государственную безопасность, но и твою личную жизнь, меняется».
Объективно, что в трудные для любой страны периоды ее истории (войны, смены политических режимов, общественные и природные катаклизмы) особую роль приобретает общение власти с населением, объективная и понятная людям информация о положении в обществе, углубленный анализ ситуации, определение насущных задач. Особо важным является формирование у населения посредством такового общения прогосударственного мышления и взглядов.
Для российской действительности сложность деятельности СМИ в рассматриваемом прогосударственном контексте выражается множеством факторов. Это и проблема свободы слова, влияние на масс-медиа политических и экономических факторов, и сохраняющаяся социальная нестабильность, размытость идеологических ориентиров у населения.
События последних лет четко показали, что борьба военными и политическими средствами все более сопровождается, а иногда и подменяется информационной войной, которая порой приобретает характер настоящего информационного террора. Это особенно заметно, когда населению через СМИ выбрасывают явную, циничную, очевидную для всех ложь, разрушающую общество средствами дезинформации, которая дезориентирует людей, усиливает чувство тотального недоверия ко всем и всему, чувство безысходности.
Именно поэтому, государство, основываясь на общих принципах международного права, прежде всего, общечеловеческих ценностях, праве на суверенитет и его защиту, обязано представить обществу стройную картину происходящих событий, связанных с борьбой с терроризмом в частности. Обязательное отстаивание свободы слова и мнений должно опять же согласовываться с нерушимостью других демократических ценностей, таких как право на жизнь, здоровье, охрану частной собственности, общественное спокойствие.
В качестве вывода вышесказанному хочется сказать, что современные средства массовых коммуникаций в аспекте борьбы с террором на «информационном поле» имеют двоякую сущность. Они могут являться как средством достижения террористами своих целей, так и инструментом в руках общества и государства в борьбе с этим социальным злом. Объективно, что в современности наиболее эффективным средством в этом ряду выступает телевидение и Интернет.
Посредством информационных технологий, основанных на знании социальной психологии, возможно мобилизовать общественное мнение на борьбу с терроризмом, содействовать воспитанию в сознании людей неприятия методов насилия и шантажа и поддержки действий властей, обучению приемам личной и коллективной безопасности в ситуациях связанных с террористическими угрозами. При этом основной акцент в информационном противодействии должен быть сосредоточен на мерах профилактического и пропагандистского свойства.
Реализация указанных возможностей СМИ достижима лишь при соблюдении следующих условий:
- единого государственного подхода в деле реализации информационной политики направленной на противодействие терроризму;
- выработке и принятии журналистским корпусом профессионально-этических норм в освещении терроризма;
- соблюдения баланса необходимости защиты демократических свобод и вынужденных ограничительных мер, призванных предупреждать и противодействовать использованию современных коммуникаций террористами;
- активном включении в процесс борьбы и профилактики рассматриваемого социального зла (помимо правоохранителей, органов исполнительной и законодательной властей) отечественных общественных и политических структур, традиционных конфессий, представителей творческой интеллигенции;
- постоянного формирования вышеназванными структурами и их
представителями общественного мнения направленного на неприятие идеологии террора, необходимости оказания содействия государству в борьбе
с ним;
- наступательного и последовательного подхода со стороны властных
структур страны, призванных противодействовать террору в деле отстаивания государственных интересов;
- использования новейших достижений в сфере информационных
технологий;
- действенной социальной и правовой защиты лиц, реализующих перечисленные положения.
С учетом прогрессирования угрозы терроризма в общемировом масштабе, российское государство на международном уровне должно предпринимать шаги, направленные на наращивание правоустанавливающей нормативной базы по совершенствованию борьбы с террором на «информационном поле». При этом, количественные показатели такой работы (скорейшее заключение в правовые рамки как можно большего числа сторон противодействия терроризму), с позиции практиков призванных их реализовывать, скорее менее важны, чем последовательное, но подвергнутое всесторонней выверке и апробированию нормотворчество.