УТВЕРЖДЕН
распоряжением председателя
ревизионной комиссии
муниципального образования
«Верхнетоемский муниципальный район»
от 20 января 2012 года №19
СТАНДАРТ
ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
«ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ»
ВЕРХНЯЯ ТОЙМА
2012
Содержание
1. Общие положения 3
2. Содержание контрольного мероприятия 3
3. Организация контрольного мероприятия 4
4. Подготовительный этап контрольного мероприятия 6
5. Проведение контрольного мероприятия 9
6. Оформление результатов контрольного мероприятия 13
Приложение № 1 |
Образец оформления распоряжения председателя ревизионной комиссии муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» |
Приложение №2 |
Образец Удостоверения на право проведения контрольного мероприятия |
Приложение № 3 |
Образец оформления запроса ревизионной комиссии муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о предоставлении информации |
Приложение № 4. |
Образец оформления акта по факту непредставления сведений по запросу ревизионной комиссии муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» |
Приложение № 5 |
Образец оформления программы проведения контрольного мероприятия |
Приложение № 6 |
Образец оформления рабочего плана проведения контрольного мероприятия |
Приложение № 7 |
Образец оформления уведомления о проведении контрольного мероприятия |
Приложение № 8 |
Образец оформления акта по результатам контрольного мероприятия на объекте |
Приложение № 9 |
Примерная форма перечня нормативных правовых актов Российской Федерации, Архангельской области, муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район», исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия |
Приложение №10 |
Образец сопроводительного письма о направлении для сведения акта по результатам контрольного мероприятия |
Приложение № 11 |
Образец оформления заключения на замечания ответственного должностного лица объекта контрольного мероприятия к акту по результатам контрольного мероприятия |
Приложение № 12 |
Образец оформления акта по фактам создания препятствий сотрудникам ревизионной комиссии муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» в проведении контрольного мероприятия |
Приложение № 13 |
Образец оформления акта по фактам выявленных нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий |
Приложение № 14 |
Образец оформления акта по факту опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов и архивов |
Приложение № 15 |
Образец оформления акта изъятия документов |
Приложение № 16 |
Образец оформления отчета о результатах контрольного мероприятия |
Приложение № 17 |
Образец оформления информации об основных итогах контрольного мероприятия |
Приложение № 18 |
Образец оформления представления по результатам контрольного мероприятия |
Приложение № 19 |
Образец оформления предписания по фактам создания препятствий для проведения контрольного мероприятия |
Приложение № 20 |
Образец оформления предписания по факту выявления в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения |
Приложение № 21 |
Образец оформления информационного письма |
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля (СВМФК) «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (далее – Стандарт) предназначен для сотрудников ревизионной комиссии муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» в целях обеспечения качества, эффективности и объективности их контрольной деятельности.
1.2. Стандарт разработан на основе стандарта финансового контроля СФК 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» Счетной палаты Российской Федерации (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 2 апреля 2010 г. № 15К (717)).
1.3. Целью Стандарта является установление общих правил, требований и процедур при осуществления контрольных мероприятий ревизионной комиссией муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» (далее – Ревизионная комиссия).
1.4. Задачами Стандарта являются:
- определение содержания и порядка организации контрольного мероприятия;
- определение общих правил и процедур проведения этапов контрольного мероприятия.
2.1. Контрольное мероприятие является формой внешнего муниципального финансового контроля, осуществляемого Ревизионной комиссией.
Контрольным мероприятием является мероприятие, которое отвечает следующим требованиям:
мероприятие исполняется на основании годового плана работы Ревизионной комиссии;
проведение мероприятия оформляется соответствующим распоряжением;
мероприятие проводится в соответствии с программой его проведения, утвержденной в установленном порядке;
по результатам мероприятия оформляется отчет, который в установленном порядке представляется на рассмотрение (утверждение) председателю Ревизионной комиссии.
2.2. Предметом контрольного мероприятия являются:
- формирование и использование средств бюджета муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» и бюджетов муниципальных образований - поселений;
- формирование и использование имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образовании «Верхнетоемский муниципальный район», в том числе интеллектуальной собственности;
- использование средств районного бюджета, поступивших в бюджеты муниципальных образований - поселений, находящихся на территории Верхнетоемского муниципального района;
- управление долгом муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район».
При проведении контрольного мероприятия проверяются документы и иные материалы, содержащие данные о предмете контрольного мероприятия.
Предмет контрольного мероприятия отражается в его наименовании.
2.3. Объектами контрольного мероприятия являются:
- органы местного самоуправления муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район»;
- организации различных организационно-правовых форм, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Архангельской области и Верхнетоемского муниципального района распространяются контрольные полномочия Ревизионной комиссии.
2.4. Контрольные мероприятия Ревизионной комиссии в зависимости от поставленных целей и характера решаемых задач классифицируются по следующим типам финансового контроля: финансовый аудит, аудит эффективности, стратегический аудит.
К финансовому аудиту относятся контрольные мероприятия, целью которых является определение достоверности финансовой отчетности объектов этих мероприятий, законности формирования и использования бюджетных средств.
К аудиту эффективности относятся контрольные мероприятия, целью которых является определение эффективности использования бюджетных средств, полученных объектами для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций.
К стратегическому аудиту относятся контрольные мероприятия, целью которых является комплексная оценка возможности достижения (реализуемости) в установленные сроки стратегических целей и приоритетов бюджетной и налоговой политики на основе оценки ресурсных возможностей (в том числе обоснованности планируемых и прогнозируемых доходов и расходов бюджета района и бюджетов государственных внебюджетных фондов), а также ожидаемых при этом последствий.
В случае, если в контрольном мероприятии сочетаются цели, относящиеся к разным типам финансового контроля, данное мероприятие классифицируется как смешанное контрольное мероприятие.
Особенности проведения финансового аудита, аудита эффективности и стратегического аудита устанавливаются соответствующими стандартами внешнего муниципального финансового контроля Ревизионной комиссии.
3. Организация контрольного мероприятия
3.1. Контрольное мероприятие проводится под руководством председателя или аудитора ревизионной комиссии, ответственного за его организацию и проведение, в соответствии с утвержденным годовым планом работы ревизионной комиссии в указанный в нем срок.
3.2. Организация контрольного мероприятия включает следующие этапы:
- подготовительный этап контрольного мероприятия;
- основной этап контрольного мероприятия;
- заключительный этап контрольного мероприятия.
Дата начала контрольного мероприятия определяется распоряжением председателя Ревизионной комиссии.
Сроком окончания контрольного мероприятия является дата решения об утверждении отчета о его результатах, принимаемом председателем Ревизионной комиссии.
Срок исполнения контрольных мероприятий, целью которых является определение законности бюджетных средств (финансовый аудит), как правило, не должен превышать 2 месяцев.
Срок исполнения контрольных мероприятий, целью которых является оценка эффективности использования бюджетных средств (аудит эффективности), как правило, не должен превышать 4 месяцев.
3.3. На подготовительном этапе контрольного мероприятия осуществляется предварительное изучение его предмета и объектов, по итогам которого определяются цели, задачи, методы проведения контрольного мероприятия, критерии оценки эффективности при проведении аудита эффективности, а также рассматриваются иные вопросы, непосредственно связанные с подготовкой к проведению контрольных действий на объектах контрольного мероприятия.
Результатом проведения данного этапа является подготовка и утверждение программы и при необходимости рабочего плана проведения контрольного мероприятия.
3.4. Основной этап контрольного мероприятия заключается в проведении проверки и анализа фактических данных и информации, полученных по запросам Ревизионной комиссии и (или) непосредственно на объектах контрольного мероприятия, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия и обоснования выявленных фактов нарушений и недостатков. Результатом проведения данного этапа контрольного мероприятия являются акты и рабочая документация.
3.5. На этапе оформления результатов контрольного мероприятия осуществляется подготовка отчета о результатах проведенного контрольного мероприятия, который должен содержать выводы и предложения (рекомендации), подготовленные на основе анализа и обобщения материалов соответствующих актов по результатам контрольного мероприятия на объектах и рабочей документации. Подготавливается информация об основных итогах контрольного мероприятия, а также при необходимости проекта предписания, информационные письма и обращения Ревизионной комиссии в правоохранительные органы.
Оформление результатов контрольного мероприятия осуществляется в сроки, установленные в программе контрольного мероприятия.
3.6. Контрольное мероприятие начинается с издания распоряжения председателя Ревизионной комиссии и выдачи участникам контрольного мероприятия удостоверения - документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия. Проект распоряжения и удостоверение на право проведения проверки готовит сотрудник Ревизионной комиссии, ответственный за проведение контрольного мероприятия.
Распоряжение должно содержать ссылку на соответствующий пункт плана работы Ревизионной комиссии или иные основания для проведения контрольного мероприятия, предусмотренные Положением о ревизионной комиссии муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район», утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» от 30 сентября 2011 года №1 «Об утверждении Положения о ревизионной комиссии муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район»» (далее – Положение), сроки проведения и полное наименование мероприятия. Также в распоряжении определяются сроки проведения подготовительного этапа контрольного мероприятия, представления на утверждение программы контрольного мероприятия, представления отчета по результатам контрольного мероприятия на рассмотрение и утверждение в установленном в Ревизионной комиссий порядке, а также ответственных исполнителей Ревизионной комиссии с указанием руководителя контрольного мероприятия и привлеченных специалистов.
Образец оформления распоряжения председателя Ревизионной комиссии о проведении контрольного мероприятия приведен в приложении № 1.
Образец Удостоверения на право проведения контрольного мероприятия приведён в приложении № 2.
3.7. Организацию контрольного мероприятия осуществляет аудитор ревизионной комиссии, ответственный за его проведение.
Непосредственное руководство контрольным мероприятием и координацию деятельности его участников на объектах осуществляет руководитель контрольного мероприятия либо председатель ревизионной комиссии.
Численность участников контрольного мероприятия на объекте, как правило, должна быть не менее двух человек, однако, учитывая, что фактическая численность ревизионной комиссии муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» составляет 2 человека, проведение проверки при необходимости осуществляется одним сотрудником при содействии председателя ревизионной комиссии.
Формирование группы участников не должно допускать конфликт интересов, исключать ситуации, когда их личная заинтересованность может повлиять на исполнение должностных обязанностей при проведении контрольного мероприятия.
В контрольном мероприятии не имеют права принимать участие сотрудники Ревизионной комиссии, состоящие в близком родстве с руководством объекта контрольного мероприятия. Они обязаны заявить о наличии таких связей. Запрещается привлекать к участию в контрольном мероприятии сотрудника ревизионной комиссии, если он в проверяемом периоде был штатным сотрудником объекта контрольного мероприятия.
3.8. В случае если на объекте контрольного мероприятия планируется проверка сведений, составляющих государственную тайну, в данном контрольном мероприятии должны принимать участие специалисты, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к государственной тайне.
Участники контрольного мероприятия обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении полученной от объекта контрольного мероприятия информации до принятия решения об утверждении отчета о результатах контрольного мероприятия и снятия с отчета ограничительных пометок, если не принято иное решение, а также в отношении ставших известными сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
3.9. К проведению контрольного мероприятия могут привлекаться в порядке, установленном Положением и Регламентом ревизионной комиссии, сотрудники органов местного самоуправления, сторонних организаций и отдельные специалисты.
3.10. В ходе проведения контрольного мероприятия формируется рабочая документация, в состав которой включаются документы и материалы, послужившие основанием для результатов каждого этапа контрольного мероприятия. К рабочей документации относятся документы (их копии) и иные материалы, получаемые от должностных лиц объекта контрольного мероприятия и третьих лиц, а также документы (справки, расчеты, аналитические записки и т.п.), подготовленные участниками контрольного мероприятия самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации.
4. Подготовительный этап контрольного мероприятия
4.1. Предварительное изучение предмета и объектов контрольного мероприятия.
Предварительное изучение проводится посредством сбора информации для получения знаний о предмете и объектах контрольного мероприятия в объеме, достаточном для подготовки программы проведения контрольного мероприятия. На основе анализа этой информации в зависимости от типа финансового контроля и целей контрольного мероприятия определяются:
- приемлемый уровень существенности информации;
- области, наиболее значимые для проверки;
- наличие и степень рисков;
- наличие и состояние внутреннего контроля на объекте контрольного мероприятия.
Оценка уровня существенности заключается в установлении тех пороговых значений или точки отсчета, начиная с которых обнаруженные нарушения в отчетной информации объекта контрольного мероприятия способны оказать существенное влияние на его финансовую отчетность, а также повлиять на решения пользователей данной отчетности, принятые на ее основе.
Выявление областей, наиболее значимых для проверки, осуществляется с помощью специальных аналитических процедур, которые состоят в определении, анализе и оценке соотношений финансово-экономических показателей деятельности объекта контрольного мероприятия.
Оценка рисков заключается в том, чтобы определить, существуют ли какие-либо факторы (действия или события), оказывающие негативное влияние на формирование и использование государственных средств в проверяемой сфере или на финансово-хозяйственную деятельность объекта контрольного мероприятия, следствием чего могут быть нарушения и недостатки, в том числе риски возникновения коррупционных проявлений в ходе использования государственных средств.
Определение состояния внутреннего контроля объекта контрольного мероприятия заключается в проведении, по возможности, предварительной оценки степени эффективности его организации, по результатам которой устанавливается, насколько можно доверять и использовать результаты деятельности внутреннего контроля при планировании объема и проведении контрольных процедур на данном объекте.
По результатам анализа и оценки совокупности перечисленных факторов, характеризующих формирование и использование государственных средств в сфере предмета и деятельности объектов контрольного мероприятия, формулируются цели и вопросы контрольного мероприятия, определяются методы его проведения, а также планируется объем необходимых контрольных процедур.
Порядок определения приемлемого уровня существенности, областей, наиболее значимых для проверки, оценки рисков и состояния внутреннего контроля объектов контрольного мероприятия устанавливается в соответствующих стандартах финансового контроля и общих методических документах Ревизионной комиссии.
Образец оформления запроса Ревизионной комиссии о предоставлении информации приведен в приложении № 3 к Стандарту.
В случае непредставления запрошенной Ревизионной комиссией информации, представления её не в полном объёме, представления недостоверной информации составляется акт по факту непредставления сведений по запросу Ревизионной комиссии.
Образец оформления акта по факту непредставления сведений по запросу Ревизионной комиссии приведен в приложении № 4.
4.3. Если в процессе предварительного изучения предмета и объектов контрольного мероприятия выявлены обстоятельства, указывающие на нецелесообразность его проведения, определяющие необходимость изменения сроков проведения контрольного мероприятия или препятствующие его проведению, руководитель контрольного мероприятия, вносит на рассмотрение в установленном Ревизионной комиссией порядке соответствующие обоснованные предложения об изменении темы контрольного мероприятия, перечня объектов контрольного мероприятия и (или) сроков его проведения.
4.4. В процессе предварительного изучения предмета и объектов контрольного мероприятия необходимо определить цели контрольного мероприятия. При этом формулировки целей должны указывать, на какие основные вопросы формирования и использования средств бюджета муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» или деятельности объектов контрольного мероприятия ответит проведение данного контрольного мероприятия.
Для осуществления конкретного контрольного мероприятия необходимо выбирать, как правило, несколько целей, которые должны быть направлены на такие аспекты предмета мероприятия или деятельности объектов контрольного мероприятия, которые по результатам предварительного изучения характеризуются высокой степенью рисков.
При проведении аудита эффективности использования бюджетных средств для каждой цели контрольного мероприятия определяются критерии оценки эффективности в порядке, установленном стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Проведение аудита эффективности использования бюджетных средств».
4.5. По каждой цели контрольного мероприятия определяется перечень вопросов, которые необходимо проверить, изучить и проанализировать в ходе проведения контрольного мероприятия. Содержание вопросов контрольного мероприятия должны выражать действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели. Количество вопросов по каждой цели должно быть сравнительно небольшим, но они должны быть существенными и важными для ее реализации.
4.6. Для проведения контрольного мероприятия необходимо выбрать методы сбора фактических данных и информации, которые будут применяться для формирования доказательств в соответствии с поставленными целями и вопросами контрольного мероприятия.
4.7. По результатам предварительного изучения предмета и объектов контрольного мероприятия подготавливается программа проведения контрольного мероприятия.
Программа мероприятия разрабатывается специалистом под руководством председателя Ревизионной комиссии, ответственного за организацию и координацию работы по проведению данного контрольного мероприятия.
Программа мероприятия утверждается председателем Ревизионной комиссии. На титульном листе в правом верхнем углу делается запись: «Утверждаю» председатель ревизионной комиссии муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» и указывается дата утверждения. На последнем листе ставится подпись специалиста осуществляющего проведение контрольного мероприятия.
Программа мероприятия должна содержать основание его проведения, предмет и перечень объектов контрольного мероприятия, цели и вопросы контрольного мероприятия, сроки начала и окончания проведения контрольного мероприятия на объектах, состав ответственных исполнителей, сроки представления на рассмотрение и утверждение отчета о результатах контрольного мероприятия.
Образец оформления программы проведения контрольного мероприятия приведен в приложении № 5.
4.8. После утверждения программы проведения контрольного мероприятия при необходимости осуществляется подготовка рабочего плана проведения контрольного мероприятия.
Рабочий план содержит распределение конкретных заданий по выполнению программы проведения контрольного мероприятия между участниками контрольного мероприятия с указанием содержания работ (процедур) и сроков их исполнения. Руководитель контрольного мероприятия доводит рабочий план до сведения всех его участников.
Рабочий план не должен содержать сведений, составляющих государственную тайну.
Образец оформления рабочего плана проведения контрольного мероприятия приведен в приложении № 6.
4.9. До начала основного этапа контрольного мероприятия руководителям объектов контрольного мероприятия, как правило, направляются уведомления о проведении контрольного мероприятия.
В уведомлении указываются наименование контрольного мероприятия, основание для его проведения, сроки проведения контрольного мероприятия на объектах, состав участников мероприятия и предложение создать необходимые условия для проведения контрольного мероприятия.
К уведомлению могут прилагаться:
- копия утвержденной программы проведения контрольного мероприятия (или выписка из программы);
- перечень документов, которые должностные лица объекта контрольного мероприятия должны подготовить для представления участникам контрольного мероприятия;
- перечень вопросов, которые необходимо решить до начала проведения контрольного мероприятия на объекте;
- специально разработанные для данного контрольного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.
Уведомления о предстоящем мероприятии оформляются руководителем контрольного мероприятия и представляются на подпись председателю Ревизионной комиссии.
Уведомления о предстоящем мероприятии после подписания направляются в проверяемые организации.
Образец оформления уведомления приведен в приложении № 7.
5. Проведение контрольного мероприятия
5.1. Проведение контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверки на объектах, сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия.
5.2. Доказательства представляют собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в формировании и использовании средств местного бюджета и деятельности объектов контрольного мероприятия, а также обосновывают выводы и предложения (рекомендации) по результатам контрольного мероприятия.
5.3. Процесс получения доказательств включает следующие этапы:
- сбор фактических данных и информации в соответствии с программой проведения контрольного мероприятия, определение их полноты, приемлемости и достоверности;
- анализ собранных фактических данных и информации на предмет их достаточности для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия;
- проведение дополнительного сбора фактических данных и информации в случае их недостаточности для формирования доказательств.
Фактические данные и информацию участник контрольного мероприятия собирает на основании письменных и устных запросов в форме:
- копий документов, представленных объектом контрольного мероприятия;
- подтверждающих документов, представленных третьей стороной;
- статистических данных, сравнений, результатов анализа, расчетов и других материалов.
5.4. Доказательства получают путем проведения:
- инспектирования, которое заключается в проверке документов, полученных от объекта контрольного мероприятия;
- аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контрольного мероприятия с целью выявления нарушений и недостатков в финансовой и хозяйственной деятельности, а также причин их возникновения;
- проверки точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнения самостоятельных расчетов;
- подтверждения, представляющего процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации от независимой (третьей) стороны.
5.5. В процессе формирования доказательств необходимо руководствоваться тем, что они должны быть достаточными, достоверными и относящимися к делу.
Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы в отчете о результатах проведенного контрольного мероприятия.
Доказательства являются достоверными, если они соответствуют фактическим данным и информации, полученным в ходе проведения контрольного мероприятия. При оценке достоверности доказательств следует исходить из того, что более надежными являются доказательства, собранные непосредственно сотрудниками Ревизионной комиссией, полученные из внешних источников и представленные в форме документов.
Доказательства, используемые для подтверждения выводов, считаются относящимися к делу, если они имеют логическую связь с такими выводами.
5.6. В процессе сбора фактических данных необходимо учитывать, что не вся полученная информация может быть использована в качестве доказательства. Это относится, в частности, к информации, которая является противоречивой по своему содержанию или недостоверной, а также, если источник информации имеет личную заинтересованность в результате ее использования.
5.7. Доказательства, получаемые на основе проверки и анализа фактических данных о предмете и деятельности объектов контрольного мероприятия, используются в виде документальных, материальных и аналитических доказательств.
Документальные доказательства получают на основе финансовой и иной документации на бумажных носителях или в электронном виде, представленной объектом контрольного мероприятия, вышестоящими и другими организациями, которая имеет непосредственное отношение к предмету контрольного мероприятия или деятельности данного объекта.
Материальные доказательства получают при непосредственной проверке каких-либо процессов или в результате наблюдений за событиями. Они могут быть оформлены в виде документов (актов, протоколов), докладных записок или представлены в фотографиях, схемах, картах или иных графических изображениях.
Аналитические доказательства являются результатом анализа фактических данных и информации о предмете или деятельности объекта контрольного мероприятия, которые получают как от самого объекта контрольного мероприятия, так и из других источников.
5.8. Доказательства и иные сведения, полученные в ходе проведения контрольного мероприятия, соответствующим образом фиксируются в актах и рабочей документации, являющихся основой для подготовки отчета о его результатах.
5.9. После завершения контрольных действий на объекте контрольного мероприятия участниками контрольного мероприятия составляется акт. Акт может оформляться по контрольному мероприятию в целом, или по ряду взаимосвязанных фактов, или при необходимости по одному конкретному факту.
В акте необходимо отразить следующую информацию:
- основание для проведения контрольного мероприятия;
- предмет контрольного мероприятия;
- проверяемый период деятельности объекта контрольного мероприятия;
- перечень вопросов, которые проверены на данном объекте;
- срок проведения контрольного мероприятия на объекте;
- краткая характеристика объекта контрольного мероприятия (в случае необходимости);
- результаты контрольных действий по каждому вопросу программы (рабочего плана).
При составлении акта должны соблюдаться следующие требования:
- объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия на объекте;
- четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
- логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
- изложение фактических данных только на основе соответствующих документов, при наличии исчерпывающих ссылок на них.
Не допускается включение в акт различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документами, а также информации из материалов правоохранительных органов.
В акте не должны даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц объекта контрольного мероприятия, а также их характеристика с использованием таких юридических терминов, как «халатность», «хищение», «растрата», «присвоение».
В случае, если выявленные нарушения содержат признаки состава преступления и если необходимо принять срочные меры для пресечения противоправных действий, руководитель контрольного мероприятия незамедлительно оформляет акт по конкретному факту выявленных нарушений, информирует председателя Ревизионной комиссии, требует письменных объяснений от должностных лиц соответствующей организации.
Акты составляются в двух экземплярах и подписываются всеми специалистами Ревизионной комиссии, проводившими контрольное мероприятие.
Образец оформления акта по результатам контрольного мероприятия на объекте приведен в приложении № 8.
Образец оформления перечня нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия, приведен в приложении № 9.
При отражении выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков в акте следует указывать:
- законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Архангельской области и органов местного самоуправления Верхнетоемского муниципального района, требования которых нарушены;
- виды и суммы выявленных нарушений (в разрезе проверяемых периодов, видов средств, объектов муниципальной собственности Верхнетоемского муниципального района, форм их использования и других оснований);
- причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
- виды и суммы возмещенных в ходе контрольного мероприятия нарушений;
- конкретных должностных лиц, допустивших нарушения;
- принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.
Акт подписывают участники контрольного мероприятия, проводившие контрольное мероприятие на данном объекте.
Участники контрольного мероприятия вправе выразить особое мнение в письменном виде, которое прилагается к акту.
Акты, составленные в ходе или по завершении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей объектов контрольных мероприятий путём направления им одного экземпляра акта по результатам проведенных мероприятий с сопроводительным письмом или передачи непосредственно ответственному должностному лицу проверяемой организации под роспись. Не допускается представление для ознакомления (сведения) проекта акта, неподписанного руководителем контрольного мероприятия.
Отправка акта осуществляется под расписку или заказным письмом с уведомлением.
Образец сопроводительного письма о направлении для сведения акта приведён в приложении №10.
Каждая страница, направляемого (представляемого) для сведения акта, должна быть завизирована руководителем контрольного мероприятия.
Полученный или представленный для ознакомления (сведения) акт по результатам проведенного мероприятия должен быть рассмотрен руководством проверенной организации в срок не более 5 рабочих дней с момента их получения по почте или под расписку.
Руководители проверяемых организаций в срок до пяти рабочих дней, с момента получения акта на ознакомление по почте или под расписку, имеют право подготовить и представить свои пояснения и замечания о результатах проверки, которые прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью. Пояснения и замечания излагаются в письменном виде и направляются (представляются) в ревизионную комиссию в течение 5 рабочих дней после получения акта для ознакомления по почте или под расписку. Непредставление замечаний в течение установленного срока принимается как согласие с актом Ревизионной комиссии.
Руководителем контрольного мероприятия готовится заключение на замечания, представленные руководителем проверяемой организации, в порядке и сроки, установленные в Ревизионной комиссии.
Образец оформления заключения на замечания к акту по результатам контрольного мероприятия на объекте приведен в приложении № 11.
Внесение в подписанные акты каких-либо изменений на основании замечаний руководителя проверяемой организации и вновь представляемых им материалов не допускается.
5.10. В случаях возникновения в ходе контрольного мероприятия ситуаций, препятствующих выполнению программы контрольного мероприятия (отказ сотрудников проверяемых организаций в допуске аудитора, предъявившего удостоверение на право проведения мероприятия, на проверяемый объект или в предоставлении необходимой информации либо задержки с предоставлением необходимых документов) или требующих принятия конкретных мер по выявленным фактам нарушений, руководитель контрольного мероприятия может оформлять соответствующие акты, в частности:
- акт по фактам создания препятствий ответственным должностным лицам Ревизионной комиссии в проведении контрольного мероприятия;
- акт по фактам выявленных на объекте контрольного мероприятия нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий;
- акт по факту опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов и архивов на объекте контрольного мероприятия;
- акт изъятия документов объекта контрольного мероприятия.
Руководитель контрольного мероприятия, должен в течение 24 часов уведомить об этом докладной запиской (с приложением соответствующего акта) председателя Ревизионной комиссии и принять необходимые меры в соответствии с действующим законодательством в отношении лиц, допускающих или допустивших противоправные действия. О принимаемых по указанным фактам мерах руководитель контрольного мероприятия в оперативном режиме информирует председателя Ревизионной комиссии.
Образцы оформления актов приведены в приложениях №№ 12 — 15.
6. Оформление результатов контрольного мероприятия
6.1. Контрольное мероприятие завершается подготовкой результатов, выводов и предложений (рекомендаций), которые оформляются в отчете и других документах, подготавливаемых по результатам проведенного контрольного мероприятия.
6.2. Результаты контрольного мероприятия подготавливаются по каждой установленной цели на основе анализа и обобщения доказательств, зафиксированных в материалах актов по результатам контрольного мероприятия на объектах и рабочей документации.
Результаты контрольного мероприятия должны содержать в обобщенном виде изложение фактов нарушений и недостатков в сфере предмета и в деятельности объектов контрольного мероприятия, а также проблем в формировании и использовании средств бюджета муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район», выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия.
6.3. На основе результатов контрольного мероприятия формируются выводы по каждой цели контрольного мероприятия, которые должны:
- содержать характеристику и значимость выявленных нарушений и недостатков в формировании и использовании средств бюджета муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» в сфере предмета или деятельности объектов контрольного мероприятия;
- определять причины выявленных нарушений и недостатков и последствия, которые они влекут или могут повлечь за собой;
- указывать ответственных должностных лиц, к компетенции которых относятся выявленные нарушения и недостатки.
6.4. На основе выводов подготавливаются предложения (рекомендации) по устранению выявленных нарушений и недостатков в адрес объектов контрольного мероприятия, органов местного самоуправления Верхнетоемского муниципального района, организаций и должностных лиц, в компетенцию и полномочия которых входит их выполнение.
Предложения (рекомендации) должны быть:
- направлены на устранение причин выявленных нарушений и недостатков;
- ориентированы на принятие объектами контрольного мероприятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, выполнение которых можно проверить, оценить или измерить;
- конкретными, сжатыми и простыми по форме и по содержанию.
6.5. Отчет о результатах контрольного мероприятия (далее - отчет) представляет собой документ Ревизионной комиссии, который содержит основные результаты контрольного мероприятия, выводы и предложения (рекомендации) в соответствии с поставленными целями.
Отчет о результатах контрольного мероприятия имеет следующую структуру:
- основание проведения контрольного мероприятия;
- предмет контрольного мероприятия;
- перечень объектов контрольного мероприятия;
- сроки проведения контрольного мероприятия;
- цели контрольного мероприятия;
- критерии оценки эффективности по каждой цели (при проведении аудита эффективности);
- проверяемый период;
- краткая характеристика сферы предмета и деятельности объектов контрольного мероприятия (в случае необходимости);
- результаты контрольного мероприятия по каждой цели;
- наличие возражений или замечаний руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов по результатам контрольного мероприятия;
- выводы;
- предложения (рекомендации);
- приложения.
6.6. При составлении отчета о результатах контрольного мероприятия должны соблюдаться следующие требования:
- результаты контрольного мероприятия должны излагаться последовательно в соответствии с целями, поставленными в программе контрольного мероприятия, и давать по каждой из них конкретные ответы с выделением наиболее важных проблем;
- не следует подробно описывать все выявленные нарушения и недостатки, необходимо давать лишь их обобщенную характеристику, иллюстрируя наиболее значимыми фактами и примерами (детальное описание всех выявленных нарушений и недостатков дается в представлениях, направляемых соответствующим адресатам);
- сделанные выводы должны быть аргументированными, а предложения (рекомендации) логически следовать из них;
- отчет должен включать только ту информацию, заключения и выводы, которые подтверждаются соответствующими доказательствами, зафиксированными в актах по результатам контрольного мероприятия и в рабочей документации, оформленной в ходе его проведения;
- доказательства, представленные в отчете, должны излагаться объективно;
- текст отчета должен быть понятным и лаконичным;
- в тексте следует изложить наиболее важные вопросы и предложения, использовать названия и заголовки, а также по необходимости наглядные средства (фотографии, рисунки, таблицы, графики и т.п.);
- объем текста отчета с учетом масштаба и характера проведенного контрольного мероприятия должен составлять, как правило, не более 30 страниц.
6.7. Если в ходе контрольного мероприятия на объектах составлялись акты по фактам создания препятствий в работе ответственных должностных лиц Ревизионной комиссии, акты по фактам выявленных нарушений в деятельности объектов, наносящих Верхнетоемскому муниципальному району прямой непосредственный ущерб, и при этом руководству объектов контрольного мероприятия направлялись соответствующие предписания, то эту информацию следует отразить в отчете с указанием мер, принятых по устранению препятствий и нарушений, а также результатов их выполнения.
Если на данном объекте Ревизионная комиссия ранее проводила контрольное мероприятие, по результатам которого были выявлены нарушения и недостатки, в выводах необходимо отразить информацию о принятых мерах по их устранению, а также указать предложения (рекомендации), которые не были выполнены.
Если по результатам контрольного мероприятия необходимо направить органам местного самоуправления Верхнетоемского муниципального района, руководителям объектов контрольного мероприятия представление, информационное письмо, а также обращение в правоохранительные органы, в отчете формулируются соответствующие предложения с указанием адресата.
6.8. К отчету о результатах контрольного мероприятия прилагаются следующие материалы:
- перечень законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Архангельской области, муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район», исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия (при необходимости);
- перечень документов, не полученных по требованию Ревизионной комиссией в ходе проведения контрольного мероприятия (при наличии);
- перечень актов, оформленных по результатам контрольного мероприятия на объектах;
- перечень актов, оформленных по фактам создания препятствий в проведении контрольного мероприятия (при наличии);
- перечень актов по фактам выявленных на объекте контрольного мероприятия нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий (при наличии);
- копии протоколов об административных правонарушениях (при их составлении установленным порядком).
Образец оформления отчета о результатах контрольного мероприятия приведен в приложении № 16.
6.9. При необходимости одновременно с отчетом о результатах контрольного мероприятия подготавливается информация об основных итогах контрольного мероприятия.
Объем информации об основных итогах контрольного мероприятия не должен превышать, как правило, 3 страниц текста.
Образец оформления информации об основных итогах контрольного мероприятия приведен в приложении № 17.
6.10. В случае необходимости может подготавливаться отчет о промежуточных результатах контрольного мероприятия на основе анализа и обобщения материалов актов, оформленных по итогам проведения части контрольного мероприятия.
Подготовка и оформление отчета о промежуточных результатах контрольного мероприятия осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми настоящим Стандартом к окончательному отчету о результатах контрольного мероприятия.
6.11. В зависимости от результатов контрольных мероприятий Ревизионная комиссия может подготавливать следующие документы:
- представление;
- предписание;
- информационное письмо;
- обращение в правоохранительные органы.
Представление Ревизионной комиссии - это документ, содержащий обязательные к рассмотрению предложения Ревизионной комиссии органам местного самоуправления, руководителям объектов контрольного мероприятия о принятии мер по устранению выявленных в ходе его проведения нарушений и недостатков, возмещению причиненного Верхнетоемскому муниципальному району ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, Архангельской области и бесхозяйственности.
Представление Ревизионной комиссии должно содержать следующую информацию:
- исходные данные о контрольном мероприятии (основание для его проведения, наименование контрольного мероприятия, а также объектов контрольного мероприятия и проверенный период при их отсутствии в наименовании контрольного мероприятия);
- выявленные факты нарушений и недостатков, устранение которых входит в компетенцию адресата, которому направляется представление, с указанием конкретных статей законов и (или) пунктов иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
- предложения об устранении выявленных нарушений, взыскании средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, использованных не по целевому назначению, и привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, рекомендации по устранению выявленных недостатков, сроки принятия мер по устранению нарушений и недостатков, а также представления ответа по результатам рассмотрения представления.
Объем текстовой части представления Ревизионной комиссии зависит от количества и содержания выявленных нарушений и недостатков, но не должен превышать, как правило, 5 страниц.
Образец оформления представления Ревизионной комиссией приведен в приложении № 18.
Образцы оформления предписания Ревизионной комиссии приведены в приложениях № 19-20.
Образец оформления информационного письма приведен в приложении № 21.